В древней Корее положение женщины в обществе было очень притесненным. Девушки не могли ходить в одиночестве, появляться перед незнакомыми мужчинами, получать образование, заниматься искусством. Их уделом было ведение домашнего хозяйства и воспитание детей. Однако и из этих правил нашлось исключение: корейская художница, которая жила в 16 веке, прославилась на всю страну. В современной Южной Корее она удостоилась того, что ее портрет поместили на купюру самого крупного номинала.

Женщины в эпоху Чосон

Согласно конфуцианским устоям, главной положительной чертой корейской девушки была покорность. В детстве девочка слушалась отца, затем вырастала и переходила под опеку мужа, а в случае его смерти была обязана подчиняться старшему сыну. Занятия в обществе четко делились на мужские и женские. Мужчины изучали политику, философию, религию, медицину, занимали государственные должности и упражнялись в искусстве.

Семья в эпоху ЧасонУ женщин знатного происхождения жизнь ограничивалась сотнями правил поведения. В доме они жили на отдельной огороженной территории, не имели права показываться другим мужчинам с непокрытым лицом, выходить на улицу без сопровождения. Главной обязанностью каждой замужней женщины было рождение и воспитание детей. Также они занимались типично женскими видами искусства — ткачеством и вышивкой. Литература и рисование были за пределами их возможностей, и заниматься искусством было попросту неприлично.

Исключение составляли кисэн — корейские куртизанки, главной задачей которых было развлечение знатных мужчин. Они умели танцевать, петь, сочинять и играть музыку, читали «мужские» книги и умели поддержать светскую беседу.

Занимались они также рисованием и сочинением стихов — причем обычно это приобретало черты представления, которым любовались мужчины. Однако несмотря на интеллигентность, кисэн были совершенно бесправны и по статусу приравнивались к рабыням.

Кисэн

Исключение из правил

В отдельных случаях женщинам разрешали заниматься искусством. Обычно такая поблажка делалась, когда их талант был очевиден. При этом главной темной женских картин были цветы и птицы, выполненные при помощи ярких красок, а стихов — любовные переживания, разлука с мужем или родителями, а в некоторых случаях — горечь от чувства несвободы.Мужчины же обычно писали монохромные пейзажи, а в стихотворениях говорили о высоких материях вроде политики и философии.

Син Саимдан — это псевдоним девушки по имени Син Ин Сон. Она была родом из древнего и знатного корейского рода, который уходил корнями еще в десятый век.

Возможность рисовать и писать стихи она получила из-за стечения обстоятельств: у нее было пять сестер и ни одного брата, что для знатного рода было настоящей трагедией. По этой причине в меру мужским занятиям стали обучать Син Ин Сон. Она получило хорошее образование, а вместе с ним — возможность общаться с талантливыми сверстниками.

Син Саимдан на купюре

Образованность привела к тому, что девушка получила псевдоним — Саимдан. Новое имя, которое употреблялось наравне с настоящим, получали все ученые люди того времени — преимущественно мужчины, среди которых она стала исключением.

Псевдоним ей дал отец, назвав ее в честь китайской императрицы Тай Чжэнь, имя которой по-корейски читалось как Саимдан. Правительница была образцовой конфуцианской женщиной и матерью одного из выдающихся правителей Китая — Вэнь Вана.

Личная жизнь Син Саимдан

Девушка вышла замуж в девятнадцать лет, муж был старше на три года (большой разрыв в возрасте в Корее, в отличие от тех же времен в России, считался недопустимым). Семейная жизнь поначалу складывалась неудачно: умер отец Син Саимдан, и ей пришлось жить на две семьи, вести хозяйство в доме мужа и помогать престарелой матери и сестрам. Со временем она практически переехала в родительский дом, что, конечно, не понравилось супругу.

Кадр из дорамы про Син Саимдан

По конфуцианской морали безоговорочного уважения родителей он согласился на то, чтобы большую часть времени Син Саимдан проводила у матери.

Однако сам он не стал мириться с таким положением и завел наложницу — статус и законодательство без каких-либо проблем позволяли это сделать.

Син Саимдан на него обиделась и в знак протеста ушла в отшельничество в горы. Такая практика была распространена у мужчин, а женщинам могла стоить жизни: самовольно отлучаться из дома было недопустимо. Однако муж из симпатии к супруге ее простил и уговорил вернуться домой, когда мать умерла.

У них родилось семь детей, из которых четверо были мальчиками. Син Саимдан подошла к их воспитанию очень ответственно, поэтому современники художницы говорили о том, что именно благодаря матери они выросли такими талантливыми — очень высокая похвала для женщины того времени. Материнство было главной целью Син Саимдан, но все свободное время она посвящала творчеству, в котором достигла больших высот.

Картина Син Саимдан

Картины и стихи

С шестнадцатого века до нашего времени дошло около сотни произведений, созданных Син Саимдан. Большую их часть составляют рисунки, изображающие цветы, птиц и насекомых. Кроме того, сохранилось несколько пейзажей и вышивок. Из-за того, что женщина не могла свободно перемещаться, ей приходилось искать вдохновение в том, что ее окружало.

Любимыми сюжетами художницы стали садовые цветы и насекомые, которых одна видела своими глазами, а также птицы, которых она частично перерисовывала с других картин.

По мнению современных искусствоведов, пейзажи Син Саимдан не уступали по качеству тем, что рисовали мужчины того времени. Однако жанр пейзажа считался не женским, поэтому общество не знало, как на них реагировать. В конце концов их просто стали игнорировать: если о работах художницы говорили, то только как о подражании сюжетам вышивок — птицы и цветы как раз подходили по тематике. Писала Син Саимдан и стихи. В отличие от мужской поэзии, главный упор она делала на личных, а не гражданских переживаниях. В Корее одним из самых известных ее работ считается стихотворение о тоске по материнскому дому.

Птицы Син Саимдан

В современной Корее

По прошествии пятисот лет Син Саимдан все же в полной мере получила признание. Ее картины входят в коллекцию наследия корейского искусства, а портрет женщины украшает самую крупную купюры — пятьдесят тысяч вон. При этом важно отметить, что ни одного портрета художницы не было создано.

В корейском искусстве было не принято рисовать женщин, так как это считалось потаканием слабостям и воспринималось как отвлекающий фактор. Чаще всего изображения женщин носили обобщенный характер, исключения делали только для жен императоров.

Син Саимдан

В Сеуле Син Саимдан установлен памятник, а в 2016 году на экраны вышла дорама о жизни художницы. Правда, с реальными событиями она соотносится мало, но популярность сериала говорит об интересе современных корейцев к ее личности. Почтить ее память решила и компания Google: в честь 510 годовщины рождения на начальной странице поместили картинку, где художница изображалась за работой.

Сим Саимдан